
Вклад исилькульцев в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне
Пт, 8 май 2020 00:00 +0600Согласно изданным в Омской области поименным спискам фронтовиков – «Книге Памяти» и «Солдаты Победы», из Исилькульского района мобилизовано на фронт 10836 человек. Из них погибло на полях сражений и умерло от ран в госпиталях 3285 человек, 2646 пропало без вести. Поисковикам удалось восстановить судьбу десяти бойцов, останки шестерых из них были доставлены на малую Родину и с почестями похоронены на городском кладбище. Вернулось с фронта к родным очагам 4905 человек.
Предвоенные годы
Исилькульцы, жизнь которых к концу 30-х годов заметно улучшилась, желали мира, а не войны. Они выращивали хлеб и воспитывали детей, открывали школы и новые предприятия, строили дома и клубы. Но и не забывали, что нужно всегда быть готовыми к защите своей Родины, ведь напряженность на наших границах не снижалась, напротив, на западе и востоке она нарастала с каждым днем.
В 1927 году в стране создано «Общество содействия обороне, авиации, и химическому строительству» – ОСОАВИАХИМ, в дальнейшем реорганизовано в ДОСААФ. К концу 1930-х годов в Исилькульском районе проходили военную науку 3683 человека. Около 500 человек гордо носили на своей одежде значки «ГТО» («Готов к труду и обороне») и «ГСО» («Готов к санитарной обороне»), а 27 человек удостоились звания «Ворошиловский стрелок». Оборонные кружки работали почти на всех предприятиях и организациях райцентра и во всех колхозах и совхозах.
По инициативе оборонных обществ в колхозах района стали выделяться «гектары обороны», а полученная на них сельхозпродукция направлялась в специальный фонд. К 1935 году насчитывалось 225 таких гектаров. Еще больше уделялось внимания «лошадям фонда РККА». Эти лошади находились на особом учете в колхозах, и предполагалась их «мобилизация» в армию в случае начала военных действий.
Планерная школа
В 1931 году IХ съезд ВЛКСМ выдвинул лозунг «Комсомолец – на самолет». По всему району был развернут сбор средств на покупку самолета и планеров. Вскоре за 20 тысяч рублей был куплен самолет, а 2 тысячи перечислены на закупку планеров. В начале 1938 года в Исилькульской планерной школе было две группы - 13 молодых рабочих райцентра и 10 колхозников, обучающихся с отрывом от производства.
Примером для исилькульцев был прославленный земляк из деревни Орловка Украинского сельсовета Тимофей Федорович Куцевалов, который 17 ноября 1939 года, первым из исилькульцев, удостоен звания Героя Советского Союза. Полковник Куцевалов в боях с японцами на реке Халхин-Гол совершил 54 вылета и в 19 воздушных боях сбил лично четыре и в группе – пять самолетов противника.
На базе исилькульской планерной школы, решением Правительства страны, в начале 1941 года была создана 111 Исиль-Кульская учебная авиаэскадрилья, куда направляли юношей призывного возраста с соответствующим уровнем технических знаний. Здесь они получали первые теоретические знания и практические навыки самолетовождения. Налёт на каждого курсанта планировался 30 часов. Преподавателей и инструкторов подбирали из числа самых опытных летчиков, которые занимались именно первоначальной подготовкой пилотов для дальнейшего обучения в авиационных училищах. Их основное оснащение в те годы – самолёты У-2 (с 1944 г. – ПО-2), самые простые и надежные для отработки техники пилотирования. В эскадрильи насчитывалось до 216 курсантов.
В 1943 году Приказом начальника Главного управления Гражданского Воздушного флота № 634 от 2 марта 1943 года на базе 111-й Исиль-Кульской, 74-й Шадринской авиаэскадрилий, а также части летного состава 71-й Янаульской авиаэскадрильи в мае 1943 года была создана Исиль-Кульская авиационная школа пилотов первоначального обучения ГВФ. Для комплектования школы из частей и школ ВВС СибВО было направлено 502 человека офицерского, сержантского и курсантского состава. Уже к 1 сентября школой было подготовлено 100 пилотов и готовилось к выпуску еще 100 курсантов. Срок обучения в школе составлял 3 месяца. По выпуску курсантам присваивали звание «сержант». Несмотря на слабую материально-техническую базу, школа каждые 3 месяца выпускала до 300 пилотов, получивших первоначальные навыки выполнения боевых задач на самолётах У-2 и ПО-2. Одновременно школа переучивала авиатехников, механиков, стрелков, радистов, присылаемых с фронта, на лётчиков по ускоренной 40-часовой программе.
Известны и курсанты-исилькульцы, например, комсорг авиаотряда Гарагуля Александр Федорович (впоследствии долго проработал директором Исилькульского хлебозавода), Моргунов Владимир Александрович (председатель колхоза «Россия», награжден двумя орденами Ленина, почетный житель Исилькульского района), Ивченков Петр Антипович (долгое время проработал в районной Сельхозтехнике).
Штаб авиационной школы расположился в здании интерната ж/д школы на улице Ленина (сегодня магазин «Курляндия»), а в здании краеведческого музея (в то время – клуб железнодорожников) была казарма летчиков, в железнодорожной школе находилась столовая.
После окончания войны, приказом начальника Главного управления ГВФ от 1 октября 1945 года, было принято решение перебазировать Исиль-Кульскую авиашколу в г. Сасово (Рязанская область). В 1947 году школа стала именоваться «Сасовское лётное училище Гражданской авиации». В 1949 году училищу было присвоено имя Героя Советского Союза Тарана Григория Алексеевича. Школа и сегодня выпускает специалистов для гражданской авиации.
Добровольцы, воины, герои
22 июня 1941 года по всей стране прошли митинги, с гневом осуждающие варварское нападение фашисткой Германии на Советский Союз, присутствующие клялись самоотверженно защищать свою Родину. Уже в первый день мобилизации в Исилькульский райвоенкомат поступило 28 заявлений от добровольцев, а в течение двух недель поступило 328 заявлений с просьбой направить на фронт. Многие наши земляки проходили действительную военную службу и с первых дней войны приняли боевое крещение. Например, генерал Т.Ф. Куцевалов с 4 июля 1941 года командовал Военно-Воздушными силами Северо-Западного фронта.
Большинство наших земляков, призванных в действующую армию, воевали в частях, сформированных в Омской области. Практически все наши фронтовики за свои ратные подвиги награждены правительственными наградами, в том числе семеро – П.И. Морозов, Г.Н. Насардинов, С.И. Ермолаев, М.И. Долина, И.А. Кибаль, И.С. Даутов, А.Д. Фролов – стали Героями Советского Союза, трое – Н.М. Анютенко, М.Р. Гетьман и А.Е. Солодовников – полными кавалерами ордена Славы. Причем уроженец Павловки Алексей Емельянович Солодовников – один из 87 награжденных за годы войны орденом Славы четырежды. Высокой чести участвовать в главном военном Параде Победы 24 июня 1945 года удостоились десять исилькульцев: Н.Д. Вагин, И.Н. Ерофеев, П.С. Кириченко, Ш.К. Каскеев, Г.К. Лукьяненко, А.П. Луценко, Ф.А. Кибаль, С.Н. Щепкин, И.И. Скок, М.И. Долина.
На железной дороге
Победы на фронтах Великой Отечественной войны были бы невозможны без самоотверженной работы тружеников тыла. Первыми ощутили ритм и напряжение начинающейся войны железнодорожники. Все чаще через станцию шли воинские эшелоны на запад, на фронт. А вскоре последовал встречный поток поездов с оборудованием эвакуированных фабрик и заводов, зачастую вместе с рабочими, санитарные поезда с ранеными бойцами Красной Армии.
На следующий день после начала войны на станции прошло всеобщее собрание, где было принято решение перейти на военную дисциплину, немедленно устранять все дефекты в путевом хозяйстве, чтобы поезда, особенно воинские, двигались без задержки. С первых дней войны шли трудиться на железную дорогу женщины и подростки, заменившие своих мужей и отцов, уходивших на фронт. Уже в 1942 году среди 1175 исилькульских железнодорожников было 565 женщин. Часто полуголодные и вечно уставшие, они содержали в образцовом порядке десятки километров путей. По несколько раз за сутки, в любую погоду, приходилось менять рельсы, лопнувшие от мороза или напряжения. Но поезда шли безостановочно.
В течение всего периода войны проводились воскресники для очистки путей от накопившейся грязи и от снежных заносов, в которых участвовали не только железнодорожники, но и члены их семей, и жители прилегающих к магистрали деревень. В начале войны на станции организовали пять массовых воскресников, в которых участвовало до 400 человек в день, и был построен еще один путь и удлинены тупики на складе топлива. Удалось сократить простой поездов с 35-45 минут до 20-18 минут. Сокращено время и под экипировкой паровозов с 1часа 20 минут до 50 минут. Большинство рабочих значительно перевыполняли нормы.
За высокие показатели в социалистическом соревновании в 1942 году Исилькульская дистанция пути награждена переходящим Красным Знаменем НКПС СССР с вручением денежной премии, а наиболее отличившиеся работники – орденами и медалями. В мае 1943 года Исилькульская дистанция пути получила еще более «солидное» переходящее Красное Знамя - Государственного Комитета обороны и НКПС СССР. Девять раз за годы войны исилькульские путейцы становились победителями соцсоревнования. 23 мая 1946 года Красное Знамя НКПС СССР передано им на постоянное хранение. Сегодня оно находится в нашем краеведческом музее.
В 1943 году был сформирован Исилькульский восстановительный поезд, который сразу же отправился на запад, в места, где еще недавно проходили бои. Исилькульцы восстанавливали железную дорогу от Москвы до города Гомель в Белоруссии, где и встретили Победу. Работали напряженно, по двенадцать часов в сутки, жили в прицепных вагонах. Вернулся поезд в Исилькуль гораздо позднее, чем закончилась Великая Отечественная война. Многие железнодорожники успели обзавестись семьей и привезли в Исилькуль не только жен, но и детей.
В колхозах и совхозах
Не менее напряженно работали исилькульцы в селах и деревнях. С первых дней войны на фронт ушла значительная часть руководящих кадров колхозов и совхозов, механизаторов. Только в 1941 году из МТС выбыло 60% механизаторов. Были отправлены на нужды фронта до половины тракторов и 75 % автомобилей. В это же время ухудшилось снабжение горючим, смазочными материалами, запасными частями. Мужчин сменили женщины, которые прошли обучение в Исилькульской школе механизации. На 1 октября 1941 года из 619 трактористов в районе работало 258 женщин, из 236 комбайнеров 65 - женщины.
Многие ребятишки бросали школу и шли работать вместе со взрослыми. Некоторым не было и двенадцати лет, когда они отвозили на быках зерно от комбайнов и возили сено на фермы. Ребята помладше выполняли различную посильную работу, пололи сорняки на колхозных овощных делянах, помогали старшим. Ребята чуть постарше работали трактористами и помощниками комбайнеров, девчонки работали доярками.
При недостатке тракторов весной 1942 года селяне на 856 лошадях и быках вспахали свыше 45 тысяч гектаров земли - то есть, почти половину полей. Осенью убирали хлеб также с помощью лошадей на лобогрейках, косили вручную косами и серпами.
Высоко был оценен труд земледельцев района уже весной 1942 года: из 11 награжденных в области орденом Ленина – трое исилькульцев: первый секретарь райкома Д.И. Емельянов, директор совхоза «Лесной» Ф.Я. Ким и председатель колхоза «Красный Октябрь» П.А. Левкина. Многие награждены орденами и медалями.
На предприятиях и в организациях
Естественно, не покладая рук трудились и все другие коллективы предприятий и организаций района. С самого начала войны рабочие и служащие промкомбината (в будущем мебельная фабрика) перестроили свою работу на военный лад. Овчинно-кожевенный завод, столярная мастерская и пошивочные цехи стали работать на нужды фронта. Шили полушубки, фуфайки, верхнюю одежду и нижнее белье. На нужды фронта работала артель «Победа» комбината бытового обслуживания и артель имени Крупской (впоследствии трикотажная фабрика имени Крупской). Свою продукцию, а это более 30 наименований, на фронт отправлял Райпищекомбинат (с 1970 года преобразован в хлебозавод). Ударно работало «Заготзерно», не случайно именно этот коллектив получил телеграмму, в которой сообщалось: «Прошу передать рабочим, работницам и служащим Исилькульского «Заготзерно», собравшим сорок две тысячи рублей на строительство танка, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин». Накануне Нового 1945 года в Исилькульскую МТС пришло подобное письмо.
За годы войны от исилькульцев поступило личных средств на строительство танков и самолетов на сумму 75 миллионов рублей, а 17 миллионов рублей получено через займы и денежно-вещевые лотереи. На фронт отправлено подарков общим весом 26465 кг.
Трудармия (трудовые колонны)
История Великой Отечественной войны не может быть полной, если не отметить вклад советских немцев в разгром гитлеровского фашизма. К сожалению, этот вопрос долгие годы оставался «белым пятном истории», так как в то грозное время руководство нашей страны поставило под сомнение патриотизм советских немцев и подвергло их необоснованным репрессиям.
В Исилькульском районе немецкое население компактно проживало в Маргенау, Николай-Поле, Солнцевке, Аполлоновке, Гофнунгстале и других деревнях и хуторах.
С первых дней войны многие немцы, находясь в действующей армии, проявили мужество и героизм в борьбе с гитлеровскими захватчиками. Но по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года немцы Поволжья и других мест европейской части СССР были высланы в Сибирь, Алтай и Казахстан. В это же время из воинских частей, военных учебных заведений, учреждений армии и флота и даже с фронта немцы были направлены в глубокий тыл. В Исилькульский район прибыло более 5000 человек.
К концу 1941 года немцев призывного возраста, с 17 до 50 лет, а вскоре добавили с 16 до 60 лет, и женщин с 16 до 45 лет, кроме беременных и имеющих детей до трех лет, мобилизовали в трудармию. Детей трудармейцев, оставшихся без попечения родителей, поместили в детские дома. Трудармейцев отправляли на самые тяжелые работы: на лесоповалы, на строительство железных дорог, фабрик и заводов, на шахты и т.д., их содержали в специальных лагерях за колючей проволокой, в бараках при заводах, шахтах и прочих оборонных предприятиях. Позже в трудармию отправляли бывших советских военнопленных, представителей других национальностей, депортированных так же, как и немцев. В Омске трудармейцы строили 166-й завод (сегодня объединение «Полет») и работали на нем. Выпускали для фронта истребители Як-7 и ЯК-9, по четыре-пять самолетов в сутки. Работали по 10-12, а то и по 16 часов в сутки.
Отсутствие полных статистических данных затрудняет точное определение количества трудармейцев, умерших от голода, холода, болезней и нечеловеческих условий труда, но и отрывочные сведения позволяют сделать вывод о весьма высоком уровне смертности.
Эвакуированные
Исилькульский район, находясь в глубоком тылу, принял большое количество эвакуированных (точное количество установить не удалось) и репрессированных народов. С конца 1941 до начала 1943 года к нам приехало много ленинградцев и сталинградцев, репрессированных немцев и калмыков. Только в Солнцевском сельсовете на хуторе Водяное 62 человека (ленинградцы и сталинградцы) и многочисленные семьи немцев Поволжья, на хуторе №13 - 17 человек, 34 человека на хуторе Тишковский, в деревне Петровка 65, 25 на хуторе Удобное, 43 в деревне Любимовка, 187 в селе Солнцевка. В основном многодетные семьи с малолетними детьми.
И так было во всех сельских советах и в Исилькуле. Все расселены по домам местных жителей и в вырытых землянках. Среди эвакуированных высокая смертность, особенно среди новорожденных, приехав практически с пустыми руками, они могли рассчитывать только на свои силы и на помощь сердобольных хозяев. Но ведь и местным жителям жилось несладко.
Но еще горше читать списки детских домов того времени. Только в село Карповка (сегодня это часть Солнцевки, улица Центральная) в 1942 году эвакуировано 67 детей из Московской и Ленинградской областей. Всего Солнцевский детский дом принял около 200 ребятишек. Детские дома были также в деревнях Ленинград (сегодня снесена), Васютино, поселке Боевом, Исилькуле.
Эвакогоспиталь
В Исилькуле в самом начале войны, в школе № 1 по улице Революции, был организован призывной пункт и одновременно готовили школу под госпиталь. С помощью медперсонала, прибывшего в конце лета 1941 года, устанавливали кровати, набивали соломой матрацы, подушки, оборудовали операционную, процедурные. В конце августа - начале сентября пришел санитарный поезд на станцию, привезли 2 вагона раненых. С этого времени стал функционировать эвакогоспиталь № 2479.
В апреле 1943 года госпиталь перебазировали ближе к линии фронта, из эвакуационного он перепрофилирован в прифронтовой. Госпиталь принимал раненых в боях на Калининском, I и II Прибалтийском, Ленинградском фронтах в составе 6-ой гвардейской Армии. В июле 1945 года госпиталь был переброшен на Дальний Восток, в составе войск 25-ой Армии 1-го Дальневосточного фронта принимал участие в войне с Японией.
Артиллерийская школа
5 февраля 1942 года из Ленинграда эвакуирована 6 специальная артиллерийская школа, конечным пунктом дислокации был город Тобольск. К Тобольску железной дороги в то время не было, а все реки были покрыты льдом. Руководство приняло решение временным местом расположения школы выбрать поселок Боевой Исилькульского района. Лучшие здания поселка – школа и клуб были переданы школе. В клубе была казарма, в школе проходили занятия. Работники школы расположились в домах селян.
В Боевом первая батарея (10 класс) закончила школу и была направлена в военное училище, а второй (9 класс) и третьей (8 класс) предстояло переехать в Тобольск для продолжения учебы. В конце августа 1942 года школа из Омска водным путем по Иртышу передислоцирована в Тобольск.
Трудно разделить фронтовые и трудовые подвиги исилькульцев. Особенно если учесть, что в сельском хозяйстве, МТС, на железной дороге и других предприятиях всю войну готовились медсестры, шоферы, трактористы (водители танка) и другие специалисты для армии.
Прошло 75 лет после окончания самой страшной и кровопролитной войны. Совсем мало осталось тех, кто с оружием в руках победил фашизм, и тех, кто обеспечил эту Великую Победу своим трудом в тылу. Нельзя забывать о тех страшных и трудных днях, о тех людях, которые пережили и победили фашизм. Пока мы, сегодняшнее поколение, чтим память о них, они живы и своим примером показывают нам, как нужно дорожить своей Родиной.
Материал подготовлен на основе книг об истории Исилькуля, интернет-источников, газетных и архивных материалов, уточнен и обобщен В.В. ГИЛЛЕМ.
Комментарии

cвежий номер
КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ



